| ||||||
|
| |||||
ОпытВ концепции школы, в которой я работаю, основными целевыми установками являются гуманизация процесса обучения, формирование личности в условиях творческого содружества. Фундаментом воспитательной системы нашей школы является творческое содружество "Между нами", которое сплотило учителей, учащихся, родителей и всех кто активно принимает наши ценности. Наше содружество имеет свой кодекс, символику, гимн, традиции и строится на диалоге культур, взаимовлиянии и взаимопроникновении личностей в процессе творческой деятельности, направленной на развитие человека и на его самореализацию. Исходя из этих задач, основной целью своей педагогической деятельности считаю активизацию познавательной деятельности учащихся с учетом индивидуальных особенностей. Современная жизнь требует от человека инициативы, активности, смелости, изобретательности. Способность к творчеству - универсальная способность и развивать ее надо с детства. В комплексе приемов и средств обучения математике, обеспечивающем единство воспитания, обучения и развития учащихся, одно из первых мест занимает поисковый метод. Процесс мышления осуществляется, прежде всего, как процесс решения проблем. Чтобы мышление развивалось, необходима «шаговость». последовательность проблемных ситуаций, от низшего уровня к высшему. Задание учащимся дается посильным. Особенно это важно на первом этапе формирования интересов, чтобы первые трудности не отпугнули их. Проблемное обучение - это начальный, как бы пусковой этап изучения. Пути создания проблемной ситуации, по которым я иду, следующие: 1. Дается задача, для решения которой у школьников не хватает знаний, а потребность узнать появляется. Какая-то общая закономерность скрыта в задаче. 2. В сопоставлении, противопоставлении фактов намеренно обостряются противоречия. 3. Переход от единичных фактов к обобщению способствует созданию проблемной ситуации. Если знании мало, учитель частично сообщает сведения, а общие законы дети «выводят сами». 4. Формирование вопроса учителем соответствует тому реальному вопросу, который возникает у учащегося. Иначе он не отвечал бы условиям проблемного обучения. 5. Учителем ставятся такие вопросы, на которые прямого ответа ученик найти не может, ему надо перегрупннровагь имеющиеся знания, перестроить, извлечь то, что имеет прямое отношение к вопросу. В задаче ученик находит искомое, но это искомое представляет собой конкретное решение, а в ситуации содержится большая степень обобщения, выявляется не частный случай, а новая закономерность, которую можно применить к целому ряду близких заданий. Процесс выявления неизвестного в проблемной ситуации-это и есть процесс открытия и усвоения новых знаний и новых действий. Ученик обнаружил новое, неизвестное и сразу пытается связать его с уже известным. Это составляет микроэтап развития психики мышления - от незнания к знанию через новые связи. При изучении какой-либо темы я использую ряд комбинированных уроков, включающих в себя проверку выполнения учащимися домашнего задания, объяснение нового материала, закрепление, комментарии к домашнему заданию, урок-зачет ( или контрольная работа ). Проблемная ситуация чаще всего возникает тогда, когда ученик сталкивается с необходимостью использовать имеющиеся знания в новых практических условиях. Например, в 5-м классе при задании уравнений на дом отдельные 2+У = 2152, 13У + 2У = 15У. Задание: Найти значение переменных, при которых равенства будут истинны. Объяснение нового материала было начато не с объяснения новой темы, а с беседы. На вопрос: «При каких значениях равенство будет истинным?» учащиеся без труда называют их значения для первых двух равенств и затрудняются назвать для последнего случая. Ответы разные : при У = 2.3. 10,40. Сколько значений переменной «У» найдено? Четыре. А можно ли найти новые значения переменной «У», при которых равенство будет истинным? Как это сделать? Брать числа и проверять. Много ли чисел можно проверить? И после ответов учащихся одна из учениц высказала предположение: При любых значениях. - Докажи. Вот здесь и возникает ситуация, когда учащиеся обнаружили, что их знаний недостаточно, чтобы обосновать высказанное утверждение. Для развития познавательного интереса к предмету и для качественного усвоения изучаемого материала большой упор делаю на самостоятельную работу учащихся и па применение элементов историзма. Например, при изучении темы «Теорема Пифагора» одни ученики получают задания подготовить доказательства теоремы отличные от учебного, другие готовят доклады о жизни Пифагора. В результате проводим совместное заседание с участием учеников разного возраста и уровня подготовки. Такие мероприятия особенно удобно проводить в малокомплектных школах. Огромное значение в активизации познавательной деятельности учащихся, в повышении их интереса к предмету, в частности к математике является сложившийся микроклимат в коллективе учителей и учеников. Главная цель нашего коллектива - это создание содружества между учениками и учителями. К каждому ученику в школе относятся как к индивидуальности, личности. В свою очередь, каждый ученик чувствует себя нужным | ||||||
| ||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |